Анализ поступающих в Роспотребнадзор обращений потребителей показал, что наблюдается рост жалоб граждан, в том числе на взимание
с собственников многоквартирного дома платы за оказание услуг,
не относящихся к жилищно-коммунальным услугам (консьерж, кабельное телевидение и т.п.).
Как следует из большинства поступающих обращений граждан в платежных документах (квитанциях) на оплату жилищно-коммунальных услуг помимо строк об оплате основных услуг включаются строки об оплате дополнительных услуг, при этом отдельные договоры с потребителями на предоставление таких дополнительных услуг не заключаются, согласие потребителей на их оказание исполнителем не получается.
Потребители (собственники жилых помещений в многоквартирном доме), в частности, относящиеся к социально уязвимой категории граждан (пенсионеры, инвалиды.), зачастую добросовестно производя оплату по представленному исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, РСО) платежному документу, заблуждаются относительно оплаты исключительно жилищно-коммунальных услуг, так как техническая возможность выбора оплаты потребителем конкретных услуг (только жилищно-коммунальных или дополнительных), а также выбор исполнителей таких услуг, как правило, в принципе отсутствует.
Данный факт способствует возникновению:
несоблюдения, закрепленного ст. 421 ГК РФ принципа свободы договора;
необеспечения эффективной защиты наиболее слабой стороны в обязательстве – потребителя.
В целях урегулирования вопроса, связанного с совершением хозяйствующими субъектами (в том числе управляющими организациями, ТСЖ, РСО) фактических действий, направленных на причинение потребителю имущественного ущерба, принят Федеральный закон от 07.04.2025 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ), положениями которого вносятся следующие изменения в ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребители).
Продажа дополнительных услуг за отдельную плату осуществляется исполнителем исключительно с согласия потребителя.
Потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной денежной суммы за проданные без его согласия дополнительные услуги.
Запрещается навязывание потребителю дополнительных услуг за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных услуг приобрести дополнительные услуги или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных услуг, если иное не предусмотрено законом.
Потребитель вправе отказаться от оплаты навязанных дополнительных услуг, а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной денежной суммы.
Требование потребителя о возврате уплаченной за навязанные дополнительные услуги или приобретенные без его согласия, оказанные дополнительные услуги, денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня предъявления указанного требования.
Согласие потребителя на оказание дополнительных услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено законом.
Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на исполнителя.
Проставление исполнителем автоматических отметок о согласии потребителя на оказание дополнительных услуг или выражение исполнителем за потребителя такого согласия в ином виде либо формирование исполнителем условий, предполагающих изначальное согласие потребителя на оказание дополнительных услуг, не допускается.
Положения, внесенные Федеральным законом № 69-ФЗ в Закон о защите прав потребителей, вступают в силу с 01.09.2025.