Весной 1920 года в деревне Чунояр в доме Хрусталева собрались местные мужики, желающие поменять жизнь к лучшему. Это были бедняки, ссыльный люд, бывшие участники партизанских отрядов, помогающих установлению советской власти. Решили объединиться в коллективное хозяйство – коммуну (идейная община совместно живущих людей, имеющих общие интересы, собственность, ресурсы, общую работу и доход – прим. пресс-службы). Выбрали удобное место в 12 км от деревни ниже по течению таёжной реки-красавицы Чуны и обосновали сельскохозяйственную коммуну.
В коммуну вошли 12 хозяйств, в том числе батрацкие Антона Осиповича Хрусталева, Данилы Антоновича Апановича, Гаврилы Александровича Роземблита. Для совместной работы получилось 12 лошадей, 4 плуга и одна жатка. Начинать было сложно — время тяжёлое, многие выступали против создания коллективного хозяйства, кулаки не дремали, а по тайге бродили всевозможные банды. Того и гляди, напакостят, или сожгут. Но коммунаровцы были вооружены и готовы постоять за своё. Первые полтора месяца жили в землянке. Потом из Чунояра перевезли дом, в котором поселились все члены коммуны. Летом того же года сплавили по реке и поставили ещё 2 дома. К осени срубили ещё один дом.
Первым председателем коммуны избрали Антона Осиповича Хрусталева. По его инициативе коммуне дали название «Смерть капиталу!» Счетоводом с первых и до последних дней был Ефим Перфильевич Брюханов. Вопросами животноводства занимался Гаврила Александрович Роземблит, агрономом работал Тарасенко А.Г.
В 1921 г. построили скотный двор и конюшню. В том же году коммуна получила от государства долгосрочную ссуду на развитие хозяйства — приобретение племенного скота, сортовых семян, сельхозинвентаря и строительство животноводческих помещений. Выращенный скот угоняли в Канск, там продавали, на вырученные деньги также приобретали сельхозинвентарь.
На территории коммуны было построено восемь жилых домов, большой и удобный скотный двор. Фураж завозили на лошадях на второй этаж, и оттуда производилась раздача кормов, что немного облегчало труд членов коммуны. Чуть позже был построен двухэтажный амбар для хранения зерна. Имелась баня по-чёрному.
Первое время хлеб пекли в печи, вырытой в откосе берега реки, позднее в одной из изб справили глинобитную русскую печь.
Дела в коммуне, которая пополнялась всё новыми и новыми хозяйствами, шли успешно. Жизнь стала интересной. Вместе работали в поле, пахали, сеяли, убирали урожай. Обработка почвы производилась конными плугами, боронами. Сеяли и конными сеялками, и вручную, путём разбрасывания семян. Хлеб скашивали конными жатками, а всё остальное выполняли вручную — вязали снопы, ставили их в суслоны и скирдовали. Когда уборка урожая затягивалась, выходили все, кто может, и жали хлеб вручную, серпом. Обмолот вели молотилкой. Заготавливали сено, благо рядом были удобные и богатые покосы. Сажали много картофеля, огурцы сеяли прямо в землю и собирали обильные урожаи. Занимались охотой и рыбалкой.
Все коммунаровцы питались в одной общей столовой. «Мне очень нравилось, когда по общему сигналу приходили все в столовую на обед или ужин. Женщины дежурили по очереди и накрывали большие столы. И в этом деле чувствовались организованность и порядок», — воспоминал коммунаровец Рукосуев Пётр Васильевич.
К концу двадцатых годов в коммуне насчитывалось 113 голов крупного рогатого скота, 42 лошади, 218 овец, 168 свиней, 420 кур. Из сельхозинвентаря имелись 5 конных сеялок, 12 конных плугов, 2 дисковые и 2 пружинные бороны, культиватор, ветряная и ледяная мельницы. В 1930 г. коммуне со всеми средствами производства было предложено влиться в общий процесс коллективизации. Другими словами, стать у истоков образования колхозов в Приангарье. Благодаря опыту организации сельского хозяйства коммунаровцы стали активными участниками коллективизации. Так, в июле 1930 г. коммуна «Смерть капиталу!» преобразовалась в сельхозартель «Смерть капиталу!», а позже — в колхоз имени ХIХ съезда КПСС. Постепенно все коммунаровцы переселились в д. Чунояр, а к колхозу стали примыкать новые и новые деревенские хозяйства.
Единственная в Приангарье коммуна сыграла свою положительную историческую роль. В колхозе сельчане зарабатывали достаточно много трудодней, меньше стали испытывать нужду. Появилась возможность выезжать на лечение и отдых. Организовалась школа, библиотека. Всё шло хорошо, жизнь людей постепенно налаживалась.
11.02.2022 г.
пресс-служба администрации Богучанского района
8 (391 62) 22-163
Новости по теме:
1. Богучанскому району 95 лет: первые решения (20.01.2022)
2. Малая родина, большая история: Богучанскому району 95 лет! (12.01.2022)